занимается йогой, инструктор первого уровня по кундалини-йоге
Виктор Полишевич
30.11.2014Казалось бы, какое счастье - ехать среди байкальской тайги на велосипеде, месить колесами мокрый снег и грязь, шесть дней подряд преодолевать по 80-100 км по пересеченной местности на своем «железном коне», побеждая не только соперников, но и свою усталость? Для гостя Zab-active.ru горного велосипедиста Виктора Полишевича как раз это и есть настоящее счастье. По собственному признанию, уже не раз он говорил себе: «Все, эта гонка - последняя!», но уже спустя несколько часов после финиша ждал следующего заезда. Так он проехал не однажды и с отличным результатом такие серьезные гонки, как «ТрансБайкал», «Baikal Bike Trophy», «Байкальский альпинистский марафон» и многие другие.
Zab-active.ru: Виктор, вы – читинец?
В.П.: Родился я в Белоруссии, но здесь живу очень давно, с 1982 года. Мой отец военный, он попал сюда по долгу службы. Можно сказать, что я забайкалец. Учился в Педагогическом университете на факультете иностранных языков, на немецко-английском отделении.
Zab-active.ru: Как же так получилось, что связали жизнь с велоспортом?
В.П.: Вообще, я играл в футбол с 6 лет. В секцию я никогда не ходил, но очень любил гонять мяч во дворе. Потом с ребятами стали выступать на городских соревнованиях, играли со взрослыми игроками. Был в команде на уровне области до 28 лет. Играл за университет, мы даже выиграли чемпионат среди всех факультетов.
А потом я увидел, что в Забайкалье появились горные велосипеды. Когда-то, еще будучи студентом, я ездил в Германию по обмену, там первый раз и увидел их. И знаете, сердце почувствовало – что-то в этом есть. Я в детстве, конечно, катался на велосипеде. Да, нравилось что потяжелее: на горки разные, подъемы залазили. Видел шоссейные гонки, нравилось…
И вот, в 28 лет я увлекся маунтинбайком. Начинал с нуля. Мы вместе с друзьями купили себе велосипеды, начали кататься в окрестностях города. А потом мне стало маловато, не было спортивного азарта. И, видимо, как бывает в жизни, к чему тянешься, то и притягивается. Я познакомился с группой людей, которые тоже катались на велосипедах. Среди них я встретил Илью Курышева (основатель маунтинбайка как вида спорта в Забайкалье, президент краевой Федерации горного велоспорта до 2011 года. – Zab-active.ru).
У нас были так называемые «покатушки». Раза два или три в неделю мы собирались большой толпой, ездили куда-нибудь за город. Где-то в 2005 году Илья рассказал про соревнования по маунтинбайку в Улан-Удэ, пригласил меня и других ребят съездить. Вообще, это Илья меня втянул, я бы без него никуда никогда не поехал.
Zab-active.ru: Получается, это были первые соревнования? Какой результат вы показали?
В.П.: Честно говоря, результат был не очень. Но меня больше интересовал и до сих пор интересует процесс. Я его больше люблю.
Было очень тяжело. Опыта не было, тренированности, понятия о распределении сил. Бывало, что происходили перегрузки.
Zab-active.ru: Было желание бросить?
В.П.: Да, конечно. Вот едешь и думаешь: «Все, это моя последняя гонка, больше я не сяду на велосипед!». Доезжаешь до конца, проходит несколько часов – даже не дней – и ты уже понимаешь, что снова сядешь и поедешь. Это уже какая-то болезнь. Да, это больно, это тяжело. Велоспорт вообще один из самых тяжелых видов спорта, потому что построен на огромной работе всего организма, на выносливости. Есть, конечно, стресс, потому что трассы специфические, потому что скорости большие, рельеф специальный: корни, камни, подъемы и спуски крутые. Для преодоления всего этого нужны навыки, которые надо оттачивать. И надо еще быть готовым психологически, не столько даже физически сильным. Специфика маунтинбайка в том, чтобы тело было расслабленным, несмотря на то, что ты крепко держишь руль, потому что если будешь напрягаться, когда проходишь неровности, обязательно упадешь.
Zab-active.ru: Маунтинбайк – травмоопасный вид спорта?
В.П.: Вообще, футбол более травмоопасный, потому что он контактный. Там в каждой игре что-то получаешь. А здесь можешь упасть неудачно, но если не переоценивать свои силы, видишь, насколько можешь рискнуть. Ты должен всегда это холодно оценивать. Зона риска у профессионала повышается из-за тренировок, поэтому он может себе что-то этакое позволить. По сути, он не рискует, а просчитывает свои силы. На везение здесь рассчитывать нельзя. Но это приходит с опытом.
А вообще любой спорт экстремален. Даже шашки - там такие интеллектуальные перегрузки! А посмотрите на футбольного тренера во время матча, да он после игры больше устает, чем игроки на поле – это эмоциональное выгорание.
В маунтинбайке есть несколько направлений, некоторые из них действительно сопряжены с травмами. Например, дерт джампинг (его представитель - забайкалец Евгений Курников) – это прыжки в высоту на велосипеде, выполнение разных трюков в воздухе. Даунхилл - скоростной спуск по холму. Кросс-кантри – это гонка по пересеченной местности, обычно по закольцованной трассе длиной 3-5 км.1.5- 2 часа. Марафоны 60-100км и многодневки 4-6 дней. Каждый день 60-100км, с набором высоты 1500-2000м. А я представитель кросс-кантри. Моя стихия – многодневные гонки, которые требуют выносливости и менее травмоопасны. Опять же, если правильно рассчитывать силы.
Zab-active.ru: Виктор, а почему вы выбрали именно многодневки?
В.П.: Начинал я склассических гонок кросс-кантри, а на многодневки меня «подсадил» тот же Илья Курышев.
Я к ним сначала очень скептически относился. Ездили мы сначала на однодневные мероприятия. А потом он узнал о первой многодневке на Байкале – «ТрансБайкал», кажется. По-моему она была пять дней, гонщики были со всей России, разного уровня. Гонка была парная, и Илья уговорил меня поехать. Ехали пять дней, надо было около 80-90 км в день проезжать. Если сравнить с тем, какие гонки мы ездим сейчас, то это был щадящий режим.
В первый день я так себя упестовал, что буквально сгорел. Потом пару дней ехал кое-как. Наконец, организм зарядился, доехали мы нормально. Стали шестыми. Неплохо выступили последние два дня, несмотря на проблемы со здоровьем – у меня заболело колено, Илья чем-то отравился в последний день. Нас сзади давили ребята из Кемерово, и мы могли потерять свое шестое место, поэтому старались изо всех сил.
Это была первая гонка, где я увидел гонщиков всероссийского уровня.
За последние годы я проехал семь многодневок. Самая титулованная местная гонка – ежегодная шестидневка «Baikal Bike Trophy». Туда собираются гонщики высокого уровня со всей России, в этом году даже испанцы приезжали. Это, конечно, был новый уровень. А я как знал, серьезно готовился, тем более весна ранняя пришла.
Zab-active.ru: Результат порадовал вас?
В.П.: В итоге у меня третье место. На одном этапе все же обыграл испанца (Unai Yus Kerejeta – титулованный профессиональный велогонщик из Испании – Zab-active.ru). Этот этап, самый сложный в гонке – называется «Королевский», где-то 2000 м набор высоты. Мы ехали с Унаи ноздря в ноздрю. Видимо, я почувствовал, что есть шанс, что можно побороться. Конечно, это уже никак бы не повлияло на распределение мест, но сам процесс соревнования захватил меня. Захотелось с испанцем потягаться. Осталось совсем немного до финиша – последняя горка, и я даже не поверил: смотрю, оторвался от него на 10 м, потом на 15 и больше, больше… Там до финиша небольшой участок равнинный, и я решил вложить все, что осталось, и приехал первым. Думал, что догонит, но не вышло. Сыграл роль, наверное, тот самый психологический настрой.
Многодневка – тяжелое соревнование. Каждый день, как день сурка: ты встаешь утром, уставший, замученный, и тебе надо проехать 80-100 км. Едешь, завтра снова, послезавтра снова. К концу гонки не остается ни сил, ни эмоций. Люди, приезжающие с многодневки, потом больше месяца на велосипед не садятся. Они полностью опустошены.
Я люблю ездить на такие большие соревнования, потому что можно там, состязаясь с тлетами высокого уровня, проверить, что натренировал за год. Например, тот же испанец, как оказалось, известный гонщик, профессионал с огромным послужным списком. Соревноваться с ним было круто.
Вообще я советую всем нашим ездить на такие соревнования, потому что там отличный уровень, и это сравнительно недорого. Например, москвичи предпочитают сейчас ездить за границу на соревнования, поскольку там планка гораздо выше. Из Москвы дорога недорогая. Им дешевле туда съездить, чем к нам, потому что у нас внутренний туризм очень дорогой. Ну а нам до Европы очень далеко.
Zab-active.ru: А у нас в Забайкалье не так много профессионалов велоспорта?
В.П.: Да, единицы, это не массово. Подключаются ребята из спортшкол, им очень нравится маунтинбайк. Может, что-то и вырастет из этого. Но уровня высокого у нас нет. Было бы 8-10 спортсменов, у нас была бы более плотная конкуренция, уровень рос бы, но он стабилен, потому что практически нет новых людей. Многие новички перегорают, меняются жизненные планы, остаются в туризме. Спорт – это образ жизни, где ты очень многим жертвуешь. Не всем это нужно. Я поддерживаю всех, кто катается, неважно, будет этот человек заниматься спортом или просто один раз поучаствует в соревнованиях.
Zab-active.ru: Есть ли планы по поводу вашей спортивной карьеры?
В.П.: Уже чувствую готовность съездить туда, где уровень повыше, пора расширить свои горизонты, получить новые эмоции, расти еще дальше. Возраста для велосипедистов не существует, поэтому хоть в 80 можно кататься. Хотя я думаю в любом спорте можно свою нишу найти, необязательны ведь рассчитывать на какие-то высшие достижения.
Zab-active.ru: А кажется, что маунтинбайк – молодежное словечко, что этим только молодые занимаются…
В.П.: В моем направлении результат с возрастом только лучше. потому что это гонка на выносливость и психологическую устойчивость, которая с годами становится лучше. К 40 годам ты созреваешь как раз. Маунтинбайк в плане фишек каких-то – это да, дело молодых, потому что там травм много, с возрастом это все хуже заживает.
Zab-active.ru: Виктор, велосипед – это для души или все-таки основной вид деятельности, работа?
В.П.: Мы с ним сроднились, это образ жизни. Ты уже постоянно об этом думаешь, это в тебе, чувствуешь, что не можешь без этого.
Zab-active.ru: Двухколесный транспорт для вас - альтернатива автомобилю?
В.П.: На машине практически не езжу, стараюсь пешком или на велосипеде на тренировках. На велике наезжаю больше километров за сезон, чем на машине за год. Никогда на велосипеде не езжу по делам или для развлечения. Я воспринимаю это уже как спорт. Просто ехать – это уже не мое. А по городу я больше люблю пешком, считаю, что полезнее километров 5-10 в день пройти.
И еще когда сажусь на велосипед, у меня будто какой-то тумблер в голове переключается: когда надеваю шлем, очки, мир начинаю воспринимать по-другому (в «спортивном режиме»).
Zab-active.ru: Хорошо. а в вашей обычной жизни есть место каким-то еще увлечениям?
В.П.: Имеете в виду рыбалку там, охоту?.. Нет, на это сил уже не хватает. Люблю читать, интересуюсь разными сферами – посещаю сайты в Интернете о политике, жизни, технологиях, очень много сейчас интересных ресурсов, из литературы люблю фантастику. Пишу небольшие отчеты о соревнованиях, выкладываю их в Интернете. Это нечто вроде хобби. Пишу о своих впечатлениях, переживаниях. Когда приезжаю, сохраняю все эти эмоции, потому что многодневка – большая работа мысли.
А вообще мой вид спорта очень энергоемкий. Иногда за тренировку до 2000 ккал сжигается, а взрослый человек в день тратит 2400 ккал при обычной активности. А я за 3-4 часа все потратил. Поэтому приходишь домой, как севшая батарейка.
Сейчас равно адаптировался. А раньше бывало, приходишь с тренировки, садишься в кресло, можешь в нем и заснуть.
Однажды на соревнованиях я так разрядился, что добрался до гостиницы, поел и провалился в сон, проснулся только к поезду на следующий день, проспал часов 12 или 14.
В выходные стараюсь сделать длинные тренировки. В воскресенье, к примеру. могу с утра часов до 6 ездить. Как рабочий день, поэтому к вечеру, естественно, шевелиться не хочется.
Zab-active.ru: Для чего вам эти спортивные перегрузки?
В.П.: Не объяснишь человеку, если он это не пережил и не испытал. Этим надо заниматься. Человек испытывает удовлетворение от того, что побеждает сам себя. Это значит жить по своему максимуму, ставить перед собой цели и достигать их. Если нет каких-то более сложных задач, начинается дисгармония. Если хочешь получить результат, должен постоянно тренироваться, надо поднимать планку, хотя это больно и тяжело. Мне даже спорт не из-за результатов и достижений нравится, а потому что это саморазвитие. Когда ты видишь свой рывок за девять лет, каким ты был тогда, и какой сейчас, понимаешь, что это огромная работа, это слезы, пот, кровь. Но ты растешь не только физически, но и внутренне.
|
Tweet | 0 |