Первый сайт Забайкальского края о спорте,
туризме, здоровом образе жизни

BMX

08.08.2014

ВМХ СПОРТ: БЕЗ ГРАНИЦ

Глядишь на них – и дух, конечно, захватывает. Такое парни вытворяют, глаз не оторвать! Я, грешным делом, довольно долго искренне считал, что велосипед создан для того, чтобы на нем кататься. Ну, или передвигаться из пункта А в пункт В. Знал, конечно,  про велопоходы – когда вместо того, чтобы ногами топать, седлают двухколесных друзей. Не очень удивился, когда познакомился с даунхиллом, все же велосипед едет по земле, пусть под горку, по оврагам и корням, пусть сломя голову – но едет. Но трюки – это что-то.

Поклонники спорта ВМХ на своих байках кувыркаются, вертят рули, делают сальто назад, уводят железных коней в горизонт (прошу прощения у тех, кто в теме, что не называю трюки их официальными, ВМХ-скими названиями), искусно скачут по перилам и бордюрам, ездят на одном колесе, держат равновесие, стоя на месте – в общем, иногда кажется, что велосипед – их физическое продолжение, настолько ловко они им манипулируют.

Истоки ВМХ

Эта разновидность экстремального спорта относится к велосипедному. Велосипедный мотокросс появился в США в конце 60-х годов прошлого века, когда в Штатах возник бурный интерес к классическому мотокроссу.  Мальчишки, которым садиться на мотоциклы было еще рано, но ужасно хотелось, пытались повторить вожделенные трюки хотя бы на доступных им велосипедах. Специально приспособленные для велосипеда дорожки быстро наскучивали – и сооружались трассы, максимально похожие на мотокроссовые. Ну, и экипировка, куда ж без нее! Юные экспериментаторы облачались в мотоциклетную защитную экипировку. Наконец, направление получило собственное имя – ВМХ, и становление спорта завершилось.

Дополнительным бонусом стал тот факт, что соревнования по ВМХ были зрелищными, недорогими и, обычно, недалеко от дома. Так что, темпы роста его популярности зашкаливали. Официальный орган регулирования развития велосипедного мотокросса ВМХ в США был создан в 1970-м. В Европе ВМХ представили всего через несколько лет, в 1978 году. И пошло-поехало.

В 1981-м, в апреле, была основана Международная Федерация ВМХ  (IBMXF). Первый чемпионат мира проведи уже  в 1982 году (почти на 10 лет раньше, чем первые соревнования такого уровня по маунтинбайку). С января 1993 года ВМХ официально числится в составе Международного союза велосипедистов. Но главная победа была впереди – в октябре 2003 года на конгрессе Международного союза велосипедистов во всеуслышание объявили, что решением МОК (Международный олимпийский комитет) ВМХ включен в программу Летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине.

Мировой рекорд в ВМХ числится за 24-летним райдером Джедом Милтоном, который 28 мая 2011 года сделал тройное сальто назад.

Среди забайкальских райдеров своими талантами и упорством известен Евгений Курников. Он из тех, кого принято называть самородками. Начинал в 16 лет самостоятельно, методом проб и ошибок. «Я  с детства занимался велоспортом шоссейным, в 12 лет записался в спортивную школу. Там отзанимался 5 лет. Потом как-то в тренерской увидел журнал, посвященный маунтинбайку - и там было расписано, как построить свой дерт. Тема меня очень завлекла тогда, я постоянно пытался прыгать на шоссейнике, ездил на дыбах, мне хотелось больше развиваться в этом направлении. В 2008-м, когда общеобразовательная школа была позади, решил завязать и с велоспортом. Перспектив в Чите особо не наблюдалось, а выбираться в другой город тогда не было возможности. Вот я и решил двигаться в своем, интересном мне, направлении. Приобрел первый МТВ-велосипед, начал кататься, прыгать пробовать, какие-то трюки делать.

Велосипед у меня появился раньше, чем компьютер. Я не имел возможности даже видео посмотреть. Покупал специализированный журнал, смотрел, вдохновлялся. Там были различные описания трюков. Это, конечно, не так удобно и доходчиво, как если наблюдать за кем-то, учиться на ошибках, чтобы тебе показывали, что и как сделать. Например, описывает статья, как сделать трюк, а как приземлиться, избежать падения – не сообщает. Приходилось все постигать эмпирически, так сказать, все шишки были на мне. Сам все прочувствовал, потому что многие  трюки выполнять я пробовал первый в Чите», - рассказывает Евгений.

Занятно, что Евгений миксует, притом успешно и красиво, два смежных велонаправления – маунтинбайк и ВМХ. То есть, на горном велосипеде выполняет прыжковые трюки. И считает, что они неплохо друг друга дополняют. Заслуги Евгения оценили на федеральном уровне – 13 июля сего года 13 июля в копилку своих побед он добавил третье призовое место на «Moscow BMX games» в рамках фестиваля Moscow city games. Самое приятное, что Евгений стремится развивать экстремальный велоспорт именно в Забайкальском крае, его стараниями при СРК «Мегаполис-спорт» появился парк, специальная площадка для трюков.

Что включает BMX

Конечно же, гонки, или, как их еще называют, BMX Racing. Условия задачи: грунтовая трасса по склону высотой до 4-х метров (как правило, с тремя виражами и четырьмя прямыми участками), искусственные препятствия. В отдельно взятом заезде одновременно стартуют восемь спортсменов, которые проходят «стол» (англ. table), двойной трамплин (англ. double), тройной трамплин (англ. triple) и другие. В 2000-х из гонок выделились соревнования по памп-треку. Это короткая трасса, которую райдер проходит без кручения педалей, «прокачивая» кочки.

Еще одно популярное направление - flatland (англ. flat - плоская, land - поверхность, земля). Его иногда поэтично называют «танцами на велосипеде». Суть состоит в том, чтобы исполнить трюк на ровной поверхности. Считается, что это направление наименее травмоопасное.

Лидер по  количеству интересующихся - freestyle (англ. free - свободный, style - стиль, манера). Это направление включает сразу несколько вполне себе самостоятельных разновидностей:

- vert (англ. сокр. vertical - отвесный). Райдеры катаются в рампе (специально выстроенная U-образная фигура). ВМХ – ездок скатывается с одного края и, высоко подлетая с другой стороны, выполняет разнообразные трюки. Возвращается в рампу, скатывается в другую сторону – и снова трюк.

-  dirt (англ. dirt - грязь, грунт). Поклонники этого направления катаются по грунтовым дорогам (благо, таких в Забайкалье хватает). Обязательное условие – высокие холмы. Разогнавшись, байкер взлетает высоко, получая возможность выполнить довольно сложные трюки. Иногда дертеры сами строят трамплины, в Чите, к примеру, такие есть выше стадиона СибВО, возле объездной. Там можно познакомиться с весьма увлеченными людьми.

- street (англ. улица). Городская дисциплина. Трюки исполняются на неприспособленных препятствиях – бордюрах, лестницах, гранях и других.

- и, наконец, park (англ. парк). Этакий микс «стрита» и «верта» - райдеры гоняют в специально отведенном месте с выстроенными фигурами – гранями, вылетами, дропами, перилами, трапециями. Удобно тем, что все препятствия адаптированы под катания, а райдеры никому не мешают и не доставляют неудобств.

Велосипеды ВМХ

У велосипедов, предназначенных для трюков, есть главная отличительная особенность – они имеют только одну передачу и лишены всякой подвески (забавно, что в моем детстве львиная доля велосипедов была именно такой).

Рама. Делается, в первую очередь, из расчета на прочность. Представляет из себя два треугольника с общим основанием, крепления для втулки толстые и широкие. Чтобы конструкция была попрочнее, ввариваются дополнительные косынки в задние перья рамы и между основными трубами. Рамы подешевле – стальные, подороже – из легированной стали, титана или алюминия.

Руль. Как правило, он укреплен кроссбаром (перекладиной посередине). Состоит из двух элементов (но бывает и больше, самые популярные – двух- и четырехэлементные). На концы руля натягиваются грипсы (резиновые прокладки для улучшения сцепления рук с рулем).

Вынос. «Соединитель» руля и вилки. Чаще всего изготавливается из алюминия.

Вилка. К ней крепится переднее колесо, вилка состоит из двух ног, штока и дропаутов  (пластины, на которых держится втулка).

Пеги. Специальная трубка из металла, которая крепится на ось. Позволяет выполнять трюки-скольжение по перилам и граням, кроме того, служит опорой при выполнении других трюков. Пеги изготавливают из стали, титана, прочного пластика, хромомолибденового сплава. Они разные: короткие, длинные, микро (что-то вроде больших гаек).

Педали. Для ВМХ-байков делаются из магния, алюминия, пластмассы. Самые дорогие и прочные – магниевые. Легче всех – пластиковые, но, что логично, менее надежные и имеют худшее сцепление. На дешевые педалях шипы обычно насыпные, на более дорогих вариантах – промышленные.

Тормоза. Поскольку велосипед ВМХ предназначен для трюков, тормозная система закреплена особым образом. При кручении рамы вокруг руля или самого руля тросики не должны запутываться, теряя тем самым свою эффективность. Так что, тросик переднего тормоза проходит внутри вилки, а в тормозе на заднее колесо использована деталь – гироротор (подшипник с креплениями для тормозных тросиков).

…Похоже, маленькие фанаты мотокросса сумели превзойти своих кумиров – в  разнообразии форм, сложности и вариативности трюков. И подарили миру чудесный экстремальный спорт – красивый и сложный.

Дмитрий Долгожданный



0 Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Vianca (27.06.16 10:38)

This is so cricltai, pelf, thanks for bringing it to the attention of your readers. To make our blogs work, we have to think like our readers. How do they see, read, and find our blog. What are they looking for and how. And then help them to do it better.

Ответить

Jeanne (27.06.16 20:47)

Superbly <a href="http://fvvbdaeg.com">illnniuatimg</a> data here, thanks!

Ответить

Etty (28.06.16 16:22)

I thhuogt finding this would be so arduous but it's a breeze! http://xqojbpd.com [url=http://shatmdkksd.com]shatmdkksd[/url] [link=http://orzvksh.com]orzvksh[/link]

Ответить

Addrienne (28.06.16 22:34)

I <a href="http://jaclxft.com">watned</a> to spend a minute to thank you for this.

Ответить

Dan (27.02.17 17:23)

купить bmx - http://www.velomagazin.ru/

Ответить

Комментарий к этому материалу:

Имя:
Текст комментария:
Введите число:

 


Спорт и активный отдых в Чите