Первый сайт Забайкальского края о спорте
туризме, здоровом образе жизни

Авиамоделизм

10.01.2013

АВИАМОДЕЛИЗМ: СПОРТ НА ОСНОВЕ ФИЗИКИ

Когда-то великий Архимед сказал: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю!» Чудеса, основанные на законах физики уж тем более можно творить сегодня. И их творят – спортсмены-авиамоделисты. Они создают мини-самолеты, вертолеты, планеры – все летательные аппараты, которые только существуют. Эти модели взлетают и парят в воздухе.Вкладывают в свои творения авиамоделисты не только свои знания и таланты. Когда слышишь от них фразы «мы летаем», «мы победили» (так обобщают обычно мамы, рассказывая про своих детей), понимаешь – без души здесь тоже не обошлось. На чем основано чудо полета, из чего делается мини-авиация, и как зародился этот вид спорта – в этих вопросах разберемся вместе с мастером спорта Русланом Сущенко. 

Вчера и сегодня авиамоделизма

Авиамоделизм – технический вид спорта. Он предполагает конструирование летающих моделей и соревнования в управлении ими на скорость, продолжительность полета, качество исполнения фигур высшего пилотажа.

Первым российским авиамоделистом считается Михаил Ломоносов. В 1754 году он изготовил прообраз современного вертолета - «опытную машину, которая бы, подымаясь кверху, могла поднять с собой маленький термометр, дабы узнать градус теплоты на вышине». Первые соревнования по авиамодельному спорту прошли в России в 1910 году. Дата официального рождения отечественного авиамоделизма – август 1926 года. Тогда состоялись первые Всесоюзные соревнования летающих моделей. С 1925 года поводятся мировые чемпионаты по авиамодельному спорту. В 1949 году советские моделисты впервые в них приняли участие и победили в командном зачете.

В советское время авиамодельный спорт стоял на одной ступени с парашютным спортом, дельтапланеризмом, летным делом. Тогда издавались журналы, финансировались кружки. Сегодня, при всей доступности литературы, материалов и т.д., авиамоделизм в Забайкалье популярен на уровне хобби. «Любой человек может купить готовую модель. Просто собрать ее дома и летать в свое удовольствие, - говорит Руслан Сущенко. – Ничего общего со спортом в этом нет». 

Что касается авиамоделизма спортивного, то сейчас в Чите на Станциях юных техников для школьников работают кружки. Спортсмены-профессионалы занимаются в ДОСААФ, где есть специальная лаборатория.

Первый шаг в большую авиацию

Занятие моделизмом – прямая дорога в большую авиацию, а иногда даже и в космическую отрасль. Свой профессиональный путь с авиамодельного кружка начали, например, создатель знаменитого российского истребителя Су-27 Михаил Симонов, генеральный конструктор зенитно-ракетного комплекса С-300 Петр Грушин, организатор производства ракетно-космической техники Сергей Королев, первый космонавт Юрий Гагарин.

Руслан Сущенко рассказывает: «Знаменитый советский авиаконструктор Антонов набирал себе в инженеры именно авиамоделистов. Считал, что это практически уже готовый специалист. Ведь авиамоделист имеет представление о строении самолета, испытывает и совершенствует свои модели по тем же принципам, которые используются в КБ (конструкторских бюро). То есть это не только теоретик, но и практик. Ходила даже такая байка: авиамоделисты собирали копию какого-то самолета, им понадобились чертежи реальной конструкции, они обратились с этим вопросом к Антонову, и на следующий день у них были не только чертежи – под окном стоял самолет».

Модели бываю разные

В авиамоделизме используются те же материалы, что применяются для изготовления современной авиационной техники. Например, углепластики (или карбон) – материалы прочнее стали, но гораздо ее легче; или тропическое дерево бальза, доска из которого практически не ощущается в руке - настолько мала его масса. Работают и с материалами, предназначенными для стратегических целей.

Авиамоделисты конструируют модели всех существующих летательных аппаратов: планеров, самолетов, вертолетов, ракет и т.д. Делятся они на два вида: нелетающие (как правило, это копии исторической или современной авиационной техники, повторяющие геометрические формы, конструкцию оригинала) и спортивные летающие. Классификация последних многообразна: модели разделяются по размерам, объему и виду двигателя, принципам полета и др. Существует три основных вида моделей: свободнолетающие, кордовые, радиоуправляемые.

Итак, в категории свободнолетающих моделей есть модели планеров, планеров с автоматическим управлением для полетов со склонов; резиномоторные, таймерные, комнатные модели самолетов, вертолетов.

Планер – модель безмоторная, парит в восходящих потоках воздуха. Запускается он, как и воздушный змей. После того, как наберет высоту, леер (трос, с помощью которого происходит запуск) автоматически отцепляется и планер летает самостоятельно.

Резиномоторные модели взлетают за счет работы резинового двигателя (скрученный эластичный жгут), который приводит в движение винт. После летательный аппарат планирует сам.

Таймерная модель взлетает с работающим двигателем, но через определенное количество времени его отключает специальный механизм – таймер, и модель переходит в планирующий полет.

Название комнатных моделей говорит само за себя: они очень легкие, небольшие и предназначены для полетов в помещении. Все свободнолетающие модели соревнуются на продолжительность полета.

Категория кордовых моделей самолетов включает в себя скоростные, пилотажные, гоночные модели, модели воздушного боя, модели-копии самолетов. Именно с этим моделями работает сейчас наш эксперт. Руслан рассказывает: «Эти модели летают по кругу на стальных нитях. Нити называются «корды». Суть соревнований с моделями воздушного боя в том, что противники, показывая мастерство управления моделью, гоняются за ленточкой. И нужно за определенное количество времени как можно больше раз отрубить ленточку. Скоростные модели летают на достижение максимальной скорости».

Радиоуправляемые модели планеров, вертолетов, самолетов входят в третью категорию. На их борту установлена радиоаппаратура, которая принимает сигналы с земли и управляет рулями модели.

Почему они летают?

Летают как модели, так и их гигантские родственники, за счет принципов аэродинамики. Модели, не оснащенные двигателями, держаться в воздухе за счет подъемной силы. Тем, что с двигателями, помогает еще и сила его тяги.

Подъемная сила появляется благодаря крылу самолета (у вертолета его роль выполняют лопасти винта – по сути, маленькие крылья). Оно, как известно, особой формы: нижняя часть – плоская, верхняя – выпуклая. Воздушный поток, проходя над последней, сужается, скорость потока увеличивается. По физическому закону Бернулли, уменьшается давление. То есть, над крылом оно становится ниже, чем под ним. Так и возникает сила, которая «выдавливает» крыло, а значит, и весь аппарат вверх. Для взлета главное, чтобы эта сила стала больше веса. Когда они сравниваются, аппарат переходит в горизонтальный полет. Таким образом, основная задача авиамоделиста – правильно рассчитать все параметры модели.

Люди, которые занимаются авиамодельным спортом, как говорится, мастера на все руки. Здесь необходимо множество талантов: дизайнерский, конструкторский, технологический, наконец, спортивный. И не случайно на первом месте – то, что касается технологии. «В плохих кроссовках быстро бегать не сможешь, на плохих лыжах далеко не уедешь. Так же и у нас: главное добиться совершенства в технологической стороне спорта», - замечает Руслан Сущенко.

Текст: Полина Сергеева



0 Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Комментарий к этому материалу:

Имя:
Текст комментария:
Введите число: