Первый сайт Забайкальского края о спорте,
туризме, здоровом образе жизни

Авиамоделизм: два в одном - конструирование и спорт

06.01.2013

АВИАМОДЕЛИЗМ: ДВА В ОДНОМ - КОНСТРУИРОВАНИЕ И СПОРТ

Руслану Сущенко, детскому хирургу по профессии, удается невозможное: сочетать ответственную работу с не менее сложным делом – авиамоделизмом. В свои 28 лет Руслан - мастер спорта России, неоднократный чемпион России и призер этапов Кубка мира. Сейчас, помимо основной работы, у Руслана есть вторая – на Краевой станции юных техников он учит школьников азам авиамоделизма.

Zab-active: Как Вы начали заниматься авиамоделизмом?

Р. С.: Стаж мой минимум лет тринадцать. Начал заниматься авиамоделизмом в школе. Ходил в кружок в Дом творчества в Чите. Мой первый преподаватель – Романов Игорь Анатольевич. Прошло два года, и я начал заниматься в ДОСААФ. Тренером там у меня был Абрамов Олег Викторович. Это один из корифеев авиамоделизма в Чите. И школа его довольно сильная. Он занимается, в основном, свободнолетающими моделями, активно участвует в соревнованиях, достигает неплохих результатов. Все ребята, с которыми он занимался, нередко становились призерами, чемпионами на российских, международных соревнованиях.

Zab-active: А какие достижения в этом виде спорта у Вас?

Р. С.: Неоднократно был чемпионом России. Занимал призовые места на всероссийских соревнованиях, на этапах Кубка мира. Три года числился в кандидатах в сборную России.

Zab-active: Какие модели существуют, и какими занимаетесь Вы?

Р. С.: Классификация моделей достаточно большая: свободнолетающие, кордовые, модели-копии, радиоуправляемые. И каждая из этих категорий делится на множество классов. Есть, например, скоростные, гоночные, пилотажные. Существуют модели воздушного боя. Суть соревнований с такими моделями стоит в том, что противники, показывая мастерство управления моделью, гоняются за ленточкой. За определенное количество времени нужно как можно больше раз отрубить ленточку.

Лично я не останавливаюсь на одном классе. Попробовал одно, второе, третье… Сейчас занимаюсь скоростными кордовыми моделями. Это модели, которые летают по кругу на стальных нитях. Нити называются «корды». Модели летают на достижение максимальной скорости. Кубатура, то есть, объем двигателя, ограничена: не более 2,5 кубических сантиметров. Также топливо ограничено по составу.

Zab-active: И как быстро нужно летать?

Р. С.: Средняя мастерская скорость – за 280 км/ч. Рекордные полеты, с которыми становятся чемпионами мира, проходят на скорости 303-305 км/ч. Сейчас мы летаем где-то 290 км/ч. Иногда бывает больше. Разовые попытки были за 300 км/ч. Нужно еще развиваться, и разовое превратить в постоянное.

Zab-active: То есть, переделываете модель, чтобы достичь лучшего результата?

Р. С.: Модель не переделывается, а дорабатывается. Первый год, она, как правило, проходит настройку, второй год на ней показываются стабильные результаты, и только третий год с ней работают на достижение максимального результата. Это хорошо, если ты сделал модель, и она сразу полетит так, как нужно. Но такое бывает редко. Поэтому все модели у нас усовершенствуются. И, соответственно, у каждой модели есть свой ресурс. Все материалы подвергаются накоплению усталости, деформации и многим другим факторам. Некоторые модели просто из-за своих технических особенностей не могут показать максимальный результат. Они отбраковываются.

Zab-active: Какие материалы используют для моделирования?

Р. С.:  Все, из чего делают современную авиационную технику, используется в авиамоделизме. Начиная от простых деревяшек, как например, легкое тропическое древо бальза и заканчивая материалами, использующимися в стратегических целях. Используем всем известный карбон, или по научному, углепластик. Материалы, очень устойчивые на разрыв, которые разрушаются при колоссальных нагрузках.

Zab-active: Дома, наверное, у Вас целый цех?

Р. С.: Нет. Дом должен быть домом. Домой приходишь и отдыхаешь ото всего. Дома даже упоминания об авиамоделизме нет, мне его хватает на работе.

Zab-active: Можете сказать, сколько моделей сконструировали за свою жизнь?

Р. С.: Я никогда не занимался подсчетом. Это просто обыденность, жизнь. Вы же не считаете, сколько раз телевизор посмотрели? И здесь то же самое.

Zab-active: Насколько популярен авиамоделизм в крае?

Р. С.: Он популяризируется на грани хоббийного моделизма. Есть спортивный моделизм, где спортсмены достигают определенных результатов, вкладывая усилия, финансы для повышения мастерства и результативности. А есть категория хоббистов. Это когда любой человек с улицы, которому понравилась сама идея моделизма, пришел в магазин, купил готовую модель из разряда ширпотреба и летает на ней в свое удовольствие. Чтобы выводить авиамоделизм в крае на уровень, каждому спортсмену нужны старты, соревнования, как минимум, регионального и всероссийского масштаба. Чтобы спортсмен активно развивался, совершенствовался, необходимо большое количество выездов. Но в виду урезанного финансирования, мы не имеем такой возможности. Приходится большинство выездов совершать за свой счет.

Zab-active: Существуют ли какие-то возрастные ограничения для этого вида спорта?

Р. С.: Большой плюс авиамоделизма в том, что возрастных ограничений здесь нет. В других видах спорта как? Был спортсмен, активный пик работы прошел, дальше все будет по нисходящей. В авиамоделизме спортсмен развивается по такой траектории, что чем он старше, тем выше его класс. Самый старый спортсмен, которого я видел, - 88-летний японец. Мы вместе участвовали в международных соревнованиях в Монголии. Этот пожилой мужчина активно двигался, и, как мне помниться, стал победителем. Есть американец Карл Додж. Он занимается скоростными моделями самолетов, активно участвует в соревнованиях. Это одна из легенд моделизма. Ему - за семьдесят. У нас в региональных соревнованиях постоянно участвуют спортсмены, которым больше шестидесяти лет. Тому же тренеру моему, Абрамову, сейчас 67.

Zab-active: Что Вас еще привлекает, кроме авиамоделизма?

Р. С.: Я, наверное, отношусь к категории людей разносторонних. И выбираю занятия себе, полярно противоположные. В моей профессии детского хирурга и занятии моделизмом общего мало. Еще я, к примеру, катаюсь на горных лыжах, играю в настольный теннис. Нет разницы, чем заниматься, лишь бы оно, как сейчас выражаются, было «в кайф».

Говорят, не важно, как ты делаешь, важен процесс. Главное, чтобы человек получал от него удовольствие. Считаю, не надо себя заставлять что-то через силу делать, надо попробовать многое, и найдешь свое. Да и одним увлекаться скучно. Рано или поздно оно надоедает. Рано или поздно возникают мысли, а не бросить ли это дело? Особенно, когда нет спортивного роста. Переключаешься просто на другое дело, отдыхаешь, потом работаешь в прежнем темпе.

Zab-active: Как Вам удается совмещать столько увлечений?

Р. С.: Мой тренер как-то сказал, и я полностью с ним согласен: «Человек, который желает, ищет возможность, человек, который не желает, ищет причину».

Zab-active: Почему Вы выбрали такую насыщенную и активную жизнь?

Р. С.: У меня свое мнение существовало по этому поводу со времен школы. Мои родители - спортсмены. Мать, Людмила Петровна Баранова, - кандидат в мастера спорта по спортивной гимнастике, долгое время проработала учителем физкультуры в школе №43 г. Читы. Отец, Сущенко Алексей Борисович, легкоатлет. Вырос я в такой семье, где дурному влиянию было неоткуда взяться. А вообще, каждый выбирает сам. Мне говорили: мы тебя научим считать, писать и т.п. Остальное – тебе жить, сам выбирай. Пойдешь по наклонной – твои проблемы, не пойдешь по наклонной – спасибо и за это. Вот я и выбрал.



0 Опубликовать в своем блоге livejournal.com

Panda (14.01.13 17:32)

Мне кажется, это для терпеливых людей...

Ответить

Комментарий к этому материалу:

Имя:
Текст комментария:
Введите число:

 


Спорт и активный отдых в Чите